Главная Учение Закон Божий - часть 2
English Українською

Как нас найти

Закон Божий - часть 2
Учение - Проповеди
Автор: Тытарь Сергей   
29.01.2009 16:16
Индекс материала
Закон Божий
часть 2
Все страницы

Христианин и Закон Божий

Уничтожен ли Закон?

Вот интересный вопрос, на который можно услышать самые разнообразные ответы из уст христиан. Что случилось с Законом после смерти и воскресения Иисуса Христа?

Существует мнение, что Закон был уничтожен Христом, но это, мягко говоря, не соответствует истине. Сам Христос говорил:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.
Мф. 5:17

Послушаешь некоторых защитников благодати и складывается впечатление, что Павел лучше, чем Сам Христос понимал истину о Законе. Нет, Павел все правильно понимал, и понимал никак не иначе, чем открыл ему Христос. А вот эти люди заблуждаются относительно Закона. Мне возразят, что Христос не говорит о дальнейшей судьбе Закона после Своего воскресения. Но об этом достаточно много говорят апостолы.

Если бы нас попросили назвать Евангельскую противоположность Закону, то многие, наверняка, не задумываясь, сказали бы: "Благодать!" О, да! Не один и не двое представляют себе Закон эдаким жестоким истязателем, а благодать – доброй феей-избавительницей. Увы, в качестве антонима Закону не грех и беззаконие предстают нашему воображению, а почему-то именно благодать... Это печально, хотя, в некотором роде, и верно.

В Новом Завете Закон, как средство оправдания, действительно неоднократно противопоставляется благодати. В вопросе средства спасения человека Павел непримирим.

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.
Гал. 5:4

Но есть еще одно, что Писание, вроде бы, противопоставляет Закону. Это вера.

Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть...
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия…
…чрез веру в Иисуса Христа.
Рим. 3:20а; 21а; 22а


Итак, если вера в таком положении находится относительно Закона, то она и должна быть первейшим врагом его. Однако, к превеликому удивлению, находим, что Павел так не считает.

Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Рим. 3:31

Уничтожается ли Закон верою? Категорическое Павлово "никак" будет нам ответом. Никак, то есть никоим образом. Более того. Совершенно сознательно апостол добавляет: "но закон утверждаем". Вот уже совершенно неожиданный ответ. Мало того, что не уничтожаем. Мы могли бы найти лазейку и сказать: "Да, мы просто идем с ним разными путями". Но Павел захлопывает и эту лазейку. Верою мы утверждаем Закон Божий.

«Стоп, стоп, стоп! – запротестуете вы. – Ты что, пользуясь случаем, хочешь надеть на нас иго Закона? Разве не свидетельствует Писание со всею очевидностью, что христиане больше не под Законом?!»

Чтобы не возникло впечатление, что мы замалчиваем некоторые библейские высказывания относительно Закона, рассмотрим несколько стихов, прежде, чем продолжим наше исследование.

Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Евр.8:13

Здесь автор говорит о близости к уничтожению, но не о самом уничтожении.

…потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
Евр.10:9

В контексте речь идет о способе очищения греха. Жертвоприношения тельцов и козлов уступают место совершенной жертве Сына.

…упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир…
Еф.2:15

«Упразднить» – не то же самое, что уничтожить. Упразднить – значит сделать праздным, ненужным, бесполезным. В данном случае, речь идет, опять же, о спасающих и оправдывающих функциях Закона. Их мы рассмотрим позже. Но об уничтожении как прекращении существования речи нет.

…истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту…
Кол.2:14

Это, наверное, самое сильное оружие в руках тех, кто говорит о смерти Закона. Действительно, в таком прочтении выглядит убедительно. Но мы не имеем права делать далеко идущие выводы без связи со всем библейским учением. Очевидно, что Павел пишет о проклятии Закона для непокоривых. Именно оно было направлено против нас. В письме Галатам апостол так выражает эту мысль:

Христос искупил нас от клятвы [проклятия – С. Т.] закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе…
Гал.3:13

Таким образом, приведенный стих из послания Колосянам тоже не может считаться достаточным аргументом в пользу учения об уничтожении Закона как такового.

Ну что ж. А теперь давайте разберемся по порядку и, для начала, ответим на следующие вопросы:
1. Что Закон сделал.
2. Что Закон не сделал и сделать не может.
3. Что Закон продолжает делать.

Что сделал Закон

Говоря о Законе Моисея, мы, в первую очередь, должны сказать о его исторической ценности. Он дан был в седой древности и сплотил вокруг себя народ Израильский. Совершенно закономерно, что богоизбранный народ получил Божий закон и должен был стать свидетелем для окружающих народов об истинном Боге. Правда то, что если рассматривать весь народ, то он больше пребывал в отступничестве, чем в покорности Закону. Но правда и то, что всегда сохранялся праведный остаток, избравший послушание Закону основой своей жизни.

Мы ошибочно видим в Законе только проклятия, но, в действительности, в нем было и множество благословений. Возрождение Израиля начиналось всякий раз с обращения к Закону. Вспомните Самуила (1 Цар. 7 глава), Иосию (4 Цар. 22 глава), Неемию и Ездру. Бог знал наперед как Он будет спасать людей, и потому Закон – не ошибка, а замысел Божий. Попробуем назвать цели, достигнутые Законом.

1. Я не ошибусь, если скажу, что Господу угодно было образовать и сохранить народ Израиля посредством Закона. Под сохранением народа нам следует понимать не только сохранность его особенностей, культуры, религии, но и буквальную сохранность от уничтожения! Вспомните, что произошло с переселенцами, которых царь Ассирийский поселил на земле Израиля:

И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их.
4 Цар. 17:25

И знаете, какой выход придумал царь Ассирийский?

И повелел царь Ассирийский и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть он научит их закону Бога той земли.
4 Цар. 17:27

Конечно, их Богопочитание не сильно изменилось, о чем мы узнаем из дальнейшего повествования, но, по крайней мере, истребление прекратилось.

2. Во все века Закон оставался неизменным свидетелем об истинном Боге. Люди менялись и их представление о Богопочитании сильно менялось. Кому-то казалось, что Бога следует чтить так, а кому-то – что иначе. Кто прав, как разобрать? Люди ошибались, даже имея искренние намерения. Но Писание оставалось для всех них источником подлинного откровения о том, что угодно Богу. Вот лишь два примера.
В книге Судей мы читаем о Михе, который сделал себе истукан и своего сына сделал священником. Но затем к нему пришел левит, и он его делает священником. И что при этом думает Миха?

И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником.
Суд. 17:13

Михе не безразличен Господь. Миха просто невежда в Законе. И он, желая угодить Богу, делает мерзости в Его очах.

Вспомним Давида. Его желание перенести ковчег было искренним, но он забыл сопоставить свое желание с заповедью Божьей. В результате Оза погиб. Давид разыскал в Законе и узнал, как должно переносить ковчег. Впоследствии он обратился к левитам:

Ибо как прежде не вы это делали, то Господь, Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его как должно.
1 Пар. 15:13

3. Закон послужил утешением и источником вдохновения для многих поколений ищущих Бога. Почитайте Псалмы Давида. Мы находим вдохновение в них, а они вдохновлялись Законом.

Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой - утешение мое.
Пс.118:77

4. Закон свидетельствовал о грядущем Мессии. Веру в грядущего Искупителя народ мог черпать из Закона.
Наша вера устремляется назад, к распятому и воскресшему Мессии. Вера же пророков простиралась вперед. И не случайно Христос и апостолы от Моисея начинали толкование Писаний.

И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Лк. 24:27

Но получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет.
Деян. 26:22

5. Закон напоминал о грехе, усиливая ожидание подлинного искупителя, дающего избавление от греха.

Но жертвами каждогодно напоминается о грехах.
Евр. 10:3

6. Наконец, Закон привел послушных Богу ко Христу. Не язычники стали первыми апостолами, но чтящие Закон Иудеи. Конечно, мы не говорим о Законе как о единственном средстве для этой цели. И все же, нельзя отбрасывать такую его миссию.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.
Гал.3:24

Чего не сделал Закон

Закон не сделал человека совершенным.

Ибо закон ничего не довел до совершенства...
Евр. 7:19а

Что следует понимать под совершенством?

Во-первых, он не дал совершенной жертвы. Жертвы, которую, которую принесли бы раз и навсегда. Закон предлагал множество жертв, которые нужно было приносить вновь и вновь.

Во-вторых, Закон не поставил совершенного священника. Мало того, что священники были смертны и постоянно менялись, так они еще и сами нуждались в очищении.

В-третьих, Закон не предложил совершенного завета. Тот завет был нарушен и попран людьми.

В-четвертых, Закон не предусматривал совершенного места поклонения. Храмы разрушались один за другим.

Наконец, Закон не сделал совершенным человека в праведности и святости. Человек оставался грешником и не мог добиться совершенного уничтожения своих грехов. Закон не оправдал человека.

Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
Евр. 10:1

Но почему же столько "не" мы слышим в адрес Закона? Значит ли это, что Закон все-таки плох? Не это ли читаем:

Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности.
Евр 7:18

Ну вот и опровержение прежде сказанного мною о том, что Закон добр и свят. Немощь и бесполезность – это именно то, что многие хотели бы услышать о Законе.
Однако не будем торопиться. Закон оказался бесполезным потому, что ничего не довел до совершенства. И случилось это по причине его немощи. Почему же Закон Всесильного Бога стал немощным? Как случилось, что возвеличенный и прославленный Закон вдруг оказался немощным?
Ответ мы находим в послании Римлянам.

Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего...
Рим. 8:3а

Закон был ослаблен и потому стал бессилен. В чем же дело? А дело в человеке. Плох не Закон, но греховная природа человека. Она настолько испорчена, что святой, праведный и славный Закон ничего не может с нею поделать.
Бросает ли это тень на Бога? Никоим образом!

Во-первых, потому, что Бог еще прежде Закона дал людям обетование иной надежды. Да и в самом Законе Моисей пророчествует о другом Пророке, которому надлежит прийти.

Во-вторых, зная крайнюю испорченность человека, Бог возложил на Закон иные задачи, которые он с успехом выполнял и продолжает выполнять.

Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак!
Гал. 3:21а

Таким образом, видим, что хотя Закон не сделал ничего совершенным, он вполне исполнил возложенные на него Богом задачи.
Что Закон продолжает делать

1. Джон Уэсли, известнейший проповедник XVIII столетия, писал: "Умертвить грешника – вот первое действие Закона".

Мы говорили и будем говорить: Божий путь спасения – это не путь перевоспитания. Это путь смерти и воскресения. Когда христианство представляют как совокупность нравственных правил, которые человеку следует принять, чтобы угодить Богу, то это совершенное непонимание учения Нового Завета.

Если человек стал христианином, то это не результат его усилий на пути самосовершенствования, а плод сверхъестественного действия Святого Духа и Христа Иисуса. По своим грехам и преступлениям мы все мертвы перед Господом. Бог, по великой любви к людям, сделал все для примирения с человеком посредством Своего Сына. Но Он определил единственный путь для обретения дара спасения – это покаяние и вера. Человек же, со своей стороны, будучи крайне испорчен, не желает признавать своей греховности. Самоправедность грешника – один из страшнейших врагов спасения.

Что же делает Бог, чтобы открыть глаза человека на свое отчаянное состояние? Он указывает ему на святой Закон.

... ибо законом познается грех.
Рим. 3:20б

Глядя в грязное зеркало, трудно понять, где же грязь: на мне или на зеркале? Тусклый свет отбрасывает причудливые тени и так трудно рассмотреть: это нечистота или только тень. Но яркий свет Закона, безупречная чистота этого зеркала срывают маску с грешника. Его требования так высоки и так справедливы, что грешник вынужден признать себя виноватым. Любая попытка грешника увильнуть встречается с беспощадным ударом Моисеева жезла: "Виновен!"
Желая спасти человека, Бог начинает указывать ему на свой Закон, тем самым лишая беспечности и покоя. До этой встречи человек был уверен в себе, но Закон Божий открыл его наготу.

Апостол Павел описал все это в послании Римлянам:

Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай".
Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание; ибо без закона грех мертв.
Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
А я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Рим. 7:7-13

То, что грех особенно явен там, где есть закон вовсе не означает, что плох закон или что грех порожден законом. Но грех, будучи чрезвычайно грешным, есть ненавистник всего святого. Подобно бешеной собаке, он может спокойно дремать, когда рядом никого нет. Но стоит к ней приблизиться, как она с лаем бросится даже на самого доброго человека. Грех особенно неистовствует там, где появляется святой Закон и тем выдает себя.

2. В качестве продолжения этой мысли, вспомним, что Христос сказал о служении Духа Святого на земле:

И Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде.
О грехе, что не веруют в Меня…
Ин. 16:8, 9

Каким образом Дух Святой будет обличать мир? Что лучше может доказать миру его греховность, чем несоответствие Божьим требованиям, Божьему Закону? Мир с поразительным лицемерием научился совмещать крайнее безбожие с религиозностью. Но обращение к Божьему Закону срывает эту ханжескую маску.

3. Увидев свое ужасное состояние в зеркале Закона, осознав свою греховность, человек попытается исправить свое положение исполнением Закона. Но чем больше он будет пытаться достичь праведности посредством Закона, тем в худшем положении он себя увидит.

Умертвить грешника – не самоцель закона. Его цель – привести к подлинному Источнику праведности – ко Христу.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу дабы нам оправдаться верою.
Гал 3:24

Действительно ли необходим столь сложный путь, чтобы в конце его оправдать нас даром, через простую веру? Да! Спасительная вера предусматривает совершенное упование на спасающую благодать. Плоть же неизменно желает присовокупить к этому что-то свое. Чтобы выбить всякую опору из-под ее ног Бог употребляет Закон.

«Посмотри сюда, грешник. Хочешь ли быть оправдан своими делами? Тогда исполни весь закон. Не можешь? Тогда перестань мнить что-то о себе и положись всецело на Христа».

... узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Гал. 2:16

4. Из этого проистекает еще одно действие Закона. Он помогает нам оставаться во Христе. Он привел нас ко Христу, мы, разуверившись в своих способностях, ухватились за Него, но со временем хватка начинает ослабевать. Мы начинаем чувствовать себя увереннее и можем попытаться помочь Богу в своем спасении. Вот тут и появляется жезл Моисея. Кто ощутил на себе его удары, поймет, о чем я говорю. Я возомнил о себе, что уже что-то значу, я больше не уповаю совершенно на благодать? Закон не замедлит показать мне мою подлинную силу. И тогда я снова в слезах покаяния спешу ко Христу: «Только Ты моя святость, только в тебе сила творить правду».


Свободны от закона

Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

Ибо когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились о него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Рим. 7:4-6

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.
Иак. 1:25

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
Иак. 2:12

Перед нами три отрывка одной и той же части Библии – Нового Завета. Даже беглый взгляд на них обнаруживает определенную напряженность. Апостол Павел пишет об освобождении от Закона, апостол же Иаков говорит о Законе, как Законе свободы.

Давайте рассмотрим сказанное апостолом Павлом.

1. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что Павел не говорит о смерти Закона. Мы уже сказали, что Закон не был уничтожен в смысле прекращения его существования. Если речь и идет о смерти, то неизменно о нашей смерти для Закона. Это очень важное и принципиальное отличие.
Если умирает Закон, а человек остается жив, то наступает анархия. Уничтожение Закона при неизменности природы грешника – это хаос. Знакомые с историей согласятся, что время бунта, смуты и безвластия хуже даже, чем время войны. Действия завоевателя могут быть чрезвычайно жестокими, но они предсказуемы. Когда же наступает безвластие, начинаются погромы, мародерство и безудержное насилие.

2. Во-вторых, мы помним, что природа Закона свята и добра. В таком случае, что ограничивал этот Закон? Ограничивал ли он человека в вере, любви, добродетельности? Встречали ли вы хоть одну заповедь, запрещающую творить добро?
Закон дан по причине преступлений с тем, чтобы ограничить преступления. Он добр к тем, кто творит добро, но грозный судья делающему беззаконие. Не это ли пишет Павел Тимофею:

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц…
1 Тим. 1:8-10

Итак, закон связывал и пленял грешника, не давал ему свободы творить зло.
Ну а кто же, спросим мы, из живущих на земле был совершенным праведником? Да никто! А потому, хотя Закон был дан только для Израиля, он был мерилом и для язычников. По этой-то причине не было иного способа угодить Богу в те времена, как только присоединиться к народу Божьему, покорившись Закону. Такой человек показывал, что добровольно отдает себя в послушание Закону, отказываясь от свободы творить грех.

3. Что же еще нужно было человеку? Он имел лишь два варианта на выбор: либо свобода от Закона и свобода творить грех, либо послушание Закону и связанность всевозможными ограничениями.

Беда была в том, что Закон не давал свободы от греха. Внешне связывая греховную плоть уставами и обрядами, он лишь делал грех еще более явным. Только смерть плоти одновременно освобождала человека как от греха, так и от Закона. Разыщите и вы увидите, что во всей Библии Бог не давал никакого другого способа освободиться от Закона. Не обманывайтесь! Не думайте, что одно только то, что мы родились в эру Нового Завета, освобождает нас от Закона. Если кто-то думает, что благодать Божья понизила стандарты Божьей святости, указанные в Законе, то я должен вас сильно огорчить. Эпоха благодати не только не понизила этих стандартов, но еще и повысила их. Есть ли надобность напоминать Нагорную проповедь: «...а Я говорю вам...»?

Непонимание этой истины приводило к тому, что люди начинали говорить: «Благодать освободила нас не только от Закона, но и от всякой надобности делать правду. Наоборот, чем больше мы сделаем зла, тем славнее будет Божья благодать, покрывающая это зло», Именно так они истолковывали слова апостола:

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.
Рим. 5:20

Павел был крайне возмущен таким грубым искажением проповедуемого им.

И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
Рим. 3:8

Поэтому всю шестую главу Послания Римлянам он посвятил разъяснению того, что мы, прежде всего, умерли для греха.

Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Рим. 6:1, 2

Только потом, подробно остановившись на смерти для греха, Павел перейдет в седьмой главе к объяснению смерти для Закона.
Невозможно быть мертвым для Закона, не будучи мертвым для греха! Закон не нужен там, где нет греха. Закон не нужен мертвому грешнику! Нет Закона лишь на тех, которые

... распяли плоть со страстями и похотями.
Гал. 5:24

И, в том же послании:

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу.
Гал. 2:19

4. Еще одна мысль, которую нам никак нельзя упустить, находится в последнем стихе прочитанного отрывка из седьмой главы послания римлянам. Там сказано о цели освобождения. Павел еще раз дает нам понять, что свобода от закона – это не свобода делать грех, надеясь на снисхождение Божье, а свобода служить Богу. Причем служить по-особому. Разве Закон не призывал к служению? Еще как призывал! И служение по Закону было славным служением. Но после смерти грешника, соединенного верой со Христом, и его воскресения со Христом, ему открываются новые возможности служения духа. И это последнее служение оказывается настолько более славное, насколько свет солнца славнее света свечи.

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит.
Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, ...
То не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
2 Кор. 3:6-8

Смотрите, как велик подвиг Сына Божьего! Он не только принес нам прощение прошлых грехов, но и дает основание для свободы от греха. Мало того, освободив нас от Закона, Христос дает нам невиданные прежде возможности для служения Богу в обновлении духа, обещая награду за верное служение. Подумайте, Закон обещал временную награду исполняющим его, а служение духа приносит вечную награду! Хорошо поется в гимне: «Стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать».

Три закона

Чтобы нам еще яснее представить роль и место Закона Божьего, обратимся к восьмой главе Послания Римлянам. С первых стихов ее мы сталкиваемся с упоминанием трех различных законов. Первые два:

...закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Рим. 8:2

Закон духа и закон греха. Закон жизни и закон смерти. Который из них Закон Божий? Ни тот, ни другой…

Ранее Павел дал описание тому, что он назвал "законом греха и смерти":
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Рим. 7:19-21

Что за ужасный закон?! Откуда он взялся? С Эдема. Мы унаследовали его от Адама. Прежде, чем смерть поглотила его тело, закон греха и смерти овладел его плотью. Закон имеет универсальное применение, и тем он отличается от отдельного явления. Легенда гласит, что Закон Всемирного тяготения Ньютон открыл после падения ему на голову яблока. Заметьте, что закон был не о падении яблок. Яблоки – частный случай, проявление. Заслуга Ньютона в формулировании универсального закона. Закон греха порождает все возможные пороки и преступления, сам являясь их причиной и вдохновителем. Другими словами, мы можем говорить об этом законе как о законе бунта против Закона Божьего.
Что же такое закон духа как не закон послушания Закону Божьему?

Видите, Закон Божий становится как бы арбитром. Отношение к Закону Божьему определяет, является ли данный закон, действующий во мне, законом жизни или законом смерти.

Здесь нам следует сделать уточнение. Если раньше фразу "Закон Божий" мы употребляли как синоним Закону Моисея, то теперь это понятие следует понимать шире. Закон Божий – это отношение Всевышнего Бога ко греху и праведности. Закон Моисея был воплощением и отражением этого Закона, подобно как скиния Моисея была отражением небесной скинии, показанной Моисею. Вот почему мы с полным правом можем назвать заповеди Христа Законом Божьим. Разница лишь в том, что Закон Моисея относился к плоти, обложенной немощью, Закон же Христов обращен ко всем, служащим в обновлении духа.

Итак, Закон Божий жив и действенен. Он – мерило для всех прочих законов. Смотрите, что пишет Павел о законе смерти. Почему он так назвал его? Почему он есть закон греха? А вот почему:

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Рим. 7:22, 23

Ум находит удовольствие ни в чем другом, как в Законе Божьем, а иной закон противоборствует ему, по этой причине он назван законом греховным.
А вот еще одно свидетельство:

Помышления плотские суть смерть…
Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Рим. 8:6а, 7

Почему плотские помышления названы смертью? А потому что они не покоряются не чему-нибудь, а именно Закону Божьему.

Относятся ли эти слова к живущим в эру Нового Завета? Безусловно! Что же противопоставляет Писание этому закону? Жизнь по духу. Но чем же она хороша? А тем, что она есть совершенным послушанием чему бы вы думали? Закону Божьему!

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Рим. 13:10

Какое другое слово может лучше охарактеризовать жизнь по духу, как не любовь? Стоит ли упоминать еще закон, когда речь пошла о любви? Оказывается, стоит. Павлу не безразличен Закон, он не выбросил его за ненадобностью. Наоборот, в исполнении главной заповеди Нового Завета он видит отражение Закона.
Видите, исполнение Закона Божьего все еще представляет интерес для Бога. А вот еще пример:

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Гал. 6:2

Целое послание Павел объяснял Галатам, почему им не следует оправдываться законом, и вот, в конце, вдруг заявляет, что им все еще нужно исполнять закон Христов (мы уже говорили, что, по сути, это и есть Закон Божий).

Итак, Закон Божий до сей поры не утратил своего значения для неба. Он – мерило наших поступков и помыслов. Так кто же прав? Павел или Иаков? Свободны мы от Закона? И да, и нет. Мы свободны от Закона в том смысле, что

• не ищем оправдания в Законе;
• Закон призван пленять греховную плоть человека, но мы умерли со Христом для Закона;
• Закон нес осуждение и смерть, но мы верой соединились с Тем, Кто принял на Себя наказание и суд Закона.

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе…
Гал.3:13

Но мы не свободны от Закона, потому что

• служение в обновлении духа подразумевает исполнение Закона Божьего;
• мы унаследовали благословения Закона через послушание Христа.

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
Рим. 8:3,4

Для живущих по духу Закон Божий – это закон свободы. Для живущего по плоти он – оковы, пленяющие извне, для возрожденного христианина – это закон его сердца.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
Иерем. 31:33

Практика использования Закона

В своих рассуждениях мы оторвались от буквы Моисеева закона и, в большей мере, говорили о Законе Божьем, как о вечном и неизменном нравственном уставе Творца. Это отношение Самого Бога ко греху и праведности, которое было прежде творения мира и будет всегда.

Закон Моисея был отражением этого Закона с поправками, если можно так выразиться, на немощь человеческой плоти. Христос дерзновенно проповедовал стандарты морали куда более высокие, чем у Моисея. Поэтому, когда мы читаем, что Христос упразднил

... закон заповедей учением...
Еф. 2:15

то понимаем, что сам Закон Божий никуда не делся. Изменилось его выражение.
Как же нам, современным христианам, относиться к Закону Моисея? Есть ли какое практическое применение сказанному?

1. Будучи изначально положенным для плотского человека, его церемониальная часть утратила значение для живущих по духу. Храм для христианина теперь на всяком месте, потому что поклоняется он в духе и истине. Хвала, благотворительность и общительность пришли на смену тельцам и козлам, потому что мы служим Тому, Кто объединил в Себе все жертвы.
Все ритуальные омовения сменились подлинным омытием наших грехов.

…которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления.
Евр.9:10

2. Закон был дан для Израиля. Его гражданские постановления касались не всех народов, но только этого, Богом избранного, народа. Мы, через Иисуса Христа, стали согражданами святым и своими Богу. Нашими поступками в отношении всех людей руководит один универсальный закон.

Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя".
Гал 5:14

Что же до отношений с государством, то в учении апостолов есть достаточно наставлений по этому вопросу.

Итак, получается, что Закон Моисея нам и вовсе не нужен? У нас есть учение Христа и апостолов, которое освещает все необходимые стороны жизни христианина. Что есть для нас у Моисея?

3. Не совсем так. Правда, все основные вопросы христианского учения изложены в Евангелии и посланиях апостолов. Однако иногда встречаются некоторые вопросы, на которые нельзя найти определенного ответа в Новом Завете. Вот тогда-то нам и следует обратиться к Моисею за советом. Именно это и делал неоднократно сам апостол Павел. Очень показательно в этом отношении Первое послание Коринфянам.

Апостол доказывает право служителей пользоваться материальной поддержкой церкви. Он использует различные аргументы, но затем приводит самый веский:

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон. Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог?
1 Кор. 9:8,9

Смотрите, какой вес и авторитет имеет Закон Моисея для Павла в этом случае. Из формальной заповеди он извлекает духовный урок.

К закону причисляет апостол слова Исаии и вновь ссылается на него, как на авторитетный источник истины.

В законе написано: "иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь".
1 Кор. 14:21

Павел дает наставление, как жены должны вести себя в церкви. Куда, как вы думаете, обращается Павел за аргументами? К Закону!

Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
1 Кор. 14:34

Наконец, такой пример. На каком основании христиане считают недопустимыми браки между родственниками? Почему так суров приговор Павла тому, кто сожительствовал с женой своего отца? Разве Новый Завет предлагает какие-либо ограничения в этом вопросе? У нас не будет ответа до тех пор, пока мы не обратимся к Закону.

Закон Божий не тьма для того, чей разум просвещен Христом. Знающий Бога найдет живительные источники истины в Богодухновенных Писаниях Ветхого Завета. Да поможет нам в этом Дух Святого Бога!

Открой очи мои, и увижу чудеса Закона Твоего!
Пс. 118:18



Обновлено 22.11.2009 14:19
 

Календарь