Главная Учение Закон Божий
English Українською

Как нас найти

Закон Божий
Учение - Проповеди
Автор: Тытарь Сергей   
29.01.2009 16:16
Индекс материала
Закон Божий
часть 2
Все страницы

Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.
Пс. 118:165

Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон.
Ис. 42:21

Закон Моисея и Закон Божий

Объектом нашего исследования будет Закон Божий. Три четверти Библии – это Ветхий Завет. Задумайтесь на минутку. За привычными словами кроется какой-то смысл. «Ветхий Завет». Так называем мы бОльшую часть Богодухновенных Писаний. Тень Моисея и Закона, данного через него, лежит на всех 39 книгах этой части Библии. Да, да, я не оговорился, потому что и Бытие принадлежит перу Моисея. У нас нет никакого права отмахнуться от этого завета лишь только потому, что рядом стоит слово "Ветхий".

Что мы будем понимать, произнося слово "Закон"? Переводя на русский язык с древнего еврейского языка книги Ветхого Завета, переводчики использовали слово "закон" для обозначения нескольких разных понятий. Мы же будем говорить лишь о тех случаях, где на иврите стоит слово «тора» («torah»).

Наверное многие знают, что порядок книг Старого Завета у евреев отличается от порядка в христианских изданиях Библии. У них он разбит на три части: «Тора» (пять книг Моисея), «Невиим» («Пророки»), «Кетувим» («Писания»). Этого порядка держались еще во времена Христа и ранее, с завершением канона.

...надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах.
Лк. 24:44

Итак, мы поведем речь о том Законе, который был дан народу Израильскому через Моисея посредством сверхъестественного Божьего откровения.

Только в поле нет обочины. Всякая протоптанная дорога имеет две обочины. Всякое мало-мальски важное учение имеет две крайности. Видно так устроена наша греховная природа, что мы все время норовим сойти с прямого пути.

Библейское учение о Законе не стало исключением. Оно обрело два крыла – законничество и антиноминизм (от греч. «анти» - против, и «номос» - закон), которые, увы, не только не помогают летать, но и сильно вредят полету верных Божьих последователей.

Порою, люди невольно съезжают на обочину крайности, начиная вести слишком усердную борьбу с противоположной крайностью. Чтобы выпрямить палку, ее гнут в другую сторону.

К счастью, мы не оставлены без света в этом вопросе. Дух Святой позаботился, чтобы у нас было достаточно наставлений в Новом Завете относительно всех жизненно важных тем. Некоторым читателям Библии кажется, что как минимум два автора в Новом Завете противоречат друг другу. Одних это радует, других смущает. Иаков и Павел – как можно примирить их позицию? А на самом деле никакого противоречия нет. Это как раз тот случай, когда два воина стали спиной друг к другу, чтобы отразить нападки врагов Евангелия с разных сторон. Заметьте, спиной друг ко другу, а не лицом. Они не сражаются один с другим, но, напротив, защищают общую веру.

Что есть закон?

Довольно, думаю, сказано общих фраз, и пора нам перейти непосредственно к рассмотрению нашей темы.

Словари по-разному определяют слово "закон", но смысл остается одинаковым. Вот одно из таких определений: "Закон – это обязательное для исполнения правило, которое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в Законе, регламентирующем отношения между двумя сторонами – властелином и подданными" (Энциклопедия Брокгауза, стр. 335). А вот так определяет закон В. И. Даль: «ЗАКОН (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти».

Итак, говоря о законе, мы неизбежно должны говорить о законодателе и подзаконных. Это только эволюционисты верят, что законы возникают сами собой. Мы же знаем, что есть Издающий законы. Но Законодатель не для себя издает законы или, по крайней мере, не только для себя. Законы должен кто-то исполнять. Ну, представьте, что кто-то из депутатов Верховного Совета предложил проект "Закона о всеобщей воинской повинности марсиан". Куда бы его отправили с таким законом?

По этой вот причине мы можем еще более ясно ограничить предмет нашего изучения. Мы будем говорить о законе Божьем, а это значит, что среди всего множества Законов мы выделим те, которых автором есть Бог. И закон мы рассмотрим тот, который дан человеку.

Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Ин. 1:17

О законе сказано, что он "дан чрез Моисея". А в другом месте:

Закон дал нам Моисей...
Втор. 33:4а

Моисей... Имя этого человека стало нарицательным. Часто его упоминание равносильно упоминанию Закона.

Но, я надеюсь, мы прекрасно понимаем, что не Моисей был автором этого закона. Это коренное его отличие от всех прочих, когда-либо существовавших законов. Моисей получил этот закон через сверхъестественное откровение. Подлинный Автор – Сам Господь Бог. На первых скрижалях Десятисловие (или Десять Заповедей) было даже записано перстом Автора.

Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
Исх. 32:16

Когда дан Закон?

Обычно, издавая законы, земные законодатели указывают время, с которого закон вступает в силу. Например, с даты опубликования в прессе или с Нового года.
Закон не был дан единовременно. Синайская гора – ее название также стало нарицательным. После Синая Господь дополнял и разъяснял Свое откровение, но именно от Синая мы начинаем отсчет. Павел пишет:

... это есть два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство...
Гал. 4:24

Но возникает вопрос: почему именно тогда, а не ранее? Ответ не трудно увидеть в самом определении Закона. Мы говорим, что закон – это свод правил, которые общество устанавливает для своих членов. Общество – это как раз то, с чем мы впервые встречаемся в книге Исход. Израильтяне в Египте были потомками одного человека, но народом они почувствовали себя, выходя за Моисеем в неизвестный путь. До этого времени Бог имел дело с отдельным людьми. Он не давал им определенных законов. Сама совесть их свидетельствовала, что благоугодно Богу. Аврааму Господь сказал:

... ходи предо Мною и будь непорочен.
Быт. 17:1б

Заключал ли Бог завет с Авраамом? Да, заключал. Об этом мы читаем в следующих стихах. Но тот завет мы не называем ни ветхим, ни новым. Был у Бога завет с Ноем и всем живым, что спаслось от потопа. И Ною Бог давал особые повеления, но они также не стали законом. Мы можем вспомнить Еноха, Исаака, Иакова, Иосифа – все эти люди имели свои особые откровения от Бога, но сказанное им не стало законом для других.

И вот пришло время, когда обещание, данное одному, стало реальностью. Потомки Авраама умножились, как звезды небесные. Они больше не племя кочевников. Они – народ. Народу нужен закон и Бог призывает их к Синаю.

Когда возник Закон?

Вопрос может показаться странным, разве мы не говорили об этом только что? Нет. Это разные вопросы. Ответ на поставленный вопрос окажет влияние на дальнейшее наше изучение этого вопроса.

Всем известно, как рождалась Конституция Украины. В ночь с 27 на 28 июня после ожесточенных дебатов Верховной Радой был принят Основной Закон. 28 июня стало государственным праздником, дабы увековечить сие знаменательное событие.
Думает ли кто-то, что Синайский Закон рождался подобным образом? Что несколько суток, пока народ стоял станом у горы, Господь Бог сочинял свод правил для этих людей? Никак! Это совершенно нелепая картина.

Позже мы еще поговорим о составных частях Закона, сейчас же бросим лишь беглый взгляд на них. Вот перед нами знаменитые Десять заповедей. Не находим ли мы в них отражение характера Самого Бога? Или, к примеру, постановления о скинии и Богослужении (а они есть неотъемлемая часть Закона) – автор послания к Евреям так пишет об этом:

... здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал с совершению скинии: "смотри", - сказано, - "сделай все по образу, показанному тебе на горе".
Евр. 8:4б,5

Таким образом, видим, что и эта часть не возникла спонтанно, но имеет основание в небесном, вечном. Время возникновения Закона остается скрытым от нас за пеленой вечности…
Наши размышления приводят нас к следующему очень важному вопросу.

Природа и характер Закона

Поверхностное понимание Библейского учения о Законе Божьем порождает в христианах неправильное отношение к Закону. Он ассоциируется с чем-то плохим, мрачным. Некоторые даже ухитряются поставить его в один ряд с дьяволом и грехом. Какое заблуждение!

Давайте же посмотрим, что Писание (а мы верим, что это Сам Дух Святой) говорит о Законе:

Закон Господа совершенен, укрепляет душу...
Пс. 18:8

Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра
Пс. 118:72

...Закон твой – утешение мое.
Пс. 118:77б

Так отзывался о Законе Давид, муж по сердцу Божьему. А ведь это писал он не о любимом нами Псалтыре, а об Исходе, Левите, Числах, Второзаконии!
Скажете: "Это свидетельства Ветхого Завета", что ж, посмотрим в Новый.

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
Рим. 7:12

Ибо мы знаем, что закон духовен...
Рим. 7:14а

А мы знаем, что закон добр...
1 Тим. 1:8

Есть и другие характеристики, которые мы рассмотрим отдельно. Зачитанные стихи, без сомнения, доказывают, что Закон есть нечто доброе и святое.
Говоря, что закон плох, мы, тем самым, бросаем тень на законодателя. Если плохие законы в стране, то виноваты не сами законы, а те, кто их принимал. Виноват парламент, сейм, рейхстаг, дума, Верховная Рада. Сказать, что плох Божий закон, означает, что плох законодатель. Если Божий закон зол, то зол Бог. Мне понятно, когда это говорят безбожники, но когда христиане...

Имея прекрасное учение Иисуса Христа, живя в обществе, пусть и безбожном, но тысячелетиями находившемся под влиянием этого учения, нам сложно представить времена, когда ничего этого не было. Когда земля была покрыта тьмою, и мрак окутал народы. Не было другого народа на земле, который имел бы такой Закон, как у Израиля. Моисей вопрошает:

... есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей?..
Втор. 4:8

Закон чист и свят. Он проливает свет и делает видимой грязь, но он никоим образом не проливает грязь. Люди пытаются подстроить законы под свою испорченную природу, а Бог так не делает. Его Закон совершен в высшем смысле этого слова. В нем выражено отношение Бога ко греху, в нем, через откровение, явлено, что Бог считает добром, а что – злом.

Совесть – несовершенный советчик, опороченный грехом. Куда лучше непосредственное указание от Господа, что в Его очах есть грех, а что – правда.
В Законе Господь, пусть отчасти, но раскрыл Свое сердце.
Павел пишет о язычниках:

Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон.
Рим. 2:14

Как можно делать законное, не имея закона? Это значит, что не имея записанного закона они, все же, поступали в согласии с Божьими требованиями о праведности (хотя это скорее исключение, чем правило). Как может быть такое, если не существует некоего Высшего Закона, частью и тенью которого и был Моисеев Закон? Таким образом, видим, что как закон совести, так и Синайский закон имели в основании не человеческое представление о добре, но отношение Самого Бога. Закон – это выражение характера Святого Бога.

Деление Закона

Любой внимательный читатель заметит, что Закон не однороден по своему содержанию. Принято разделять его на три составные части. Заповеди, данные Моисею, касались: во-первых, нравственности, во-вторых, порядка Богослужения, в-третьих, гражданских отношений. По этой причине мы можем выделить из Моисеева закона:
- нравственный закон;
- церемониальный закон;
- гражданский закон.

Какая из этих частей более важна?
Нравственный закон устанавливает, каким должен быть человек; церемониальный закон описывает жертвоприношения, праздники, священство; гражданский закон объясняет как вести разбирательства и осуществлять государственное управление.

Среди различных христианских групп существует различный подход к этому вопросу. Некоторые считают, что нравственный закон является приоритетным и обладает более совершенными и долгосрочными качествами. Другие отдавали предпочтение внешней стороне: чинности служения, точности в жертвоприношении (например, фарисеи, современники Христа).

Важно понимать, что в самом Законе нет расстановки приоритетов, да и разбиение наше весьма условно. В устах Моисея заповеди переплетаются. Гражданский закон плавно переходит в моральный, а моральный – в церемониальный. Закон был дан как одно целое и именно так он должен был соблюдаться. Последнее проклятие с горы Гевал звучало:

Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!..
Втор. 27:26

Повеление, которое Иисус Навин получил от Самого Господа после смерти Моисея, звучало:

... тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево...
И.Нав. 1:7

Кто-то спросит: "А как же Десять Заповедей? Разве они не занимают особого места в списке законов?" Что ж, можно сказать и так. Десять заповедей есть ядро нравственного закона. Они действительно должны были занять особое место и они заняли его – Моисей поместил скрижали с Десятисловием во Святое святых. Однако нелишне заметить, что две заповеди, названные Христом наибольшими в Законе, располагались отнюдь не на скрижалях. Например, заповедь любить ближнего как самого себя находится в 19 главе книги Левит, где удивительным образом перемешались все три выделенные нами части Закона. Здесь и отдельные заповеди из Десятисловия:

Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе.
Лев. 19:4

Но уже следующий стих погружает нас в ритуальный закон:

Когда будете приносить Господу Богу своему жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение.
Лев. 19:5

А еще через несколько стихов идут повеления о правилах засева поля, материала одежды, наказания насильнику, уважения старцу и т.д. Последний же стих гласит:

Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь.
Лев. 19:37

Итак, вывод, который теперь можем сделать мы, состоит в следующем.
Закон свят и добр, он выражает отношение Бога ко греху и является тенью Его святого характера. Праведность от закона предусматривает полное исполнение всех заповедей без различения на какие-либо части.

 



Обновлено 22.11.2009 14:19
 

Календарь