Главная Учение СОБЛАЗН
English Українською

Как нас найти

СОБЛАЗН
Учение - Проповеди
Автор: Тытарь Сергей   
14.02.2009 18:38
Индекс материала
СОБЛАЗН
Соблазнитель
Соблазнившийся
Соблазн Креста
Соблазн об Иисусе
Все страницы


Сказал также Иисус ученикам Своим: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят.
Лк. 17:1
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.
Мф. 18:7

Евангелие – значит добрая новость. Хорошая новость, как елей на душу, как прохлада в зной. Марк, начиная свою книгу, пишет: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Многое из того, что говорил Христос, было доброй новостью для мира. И самая большая новость, что Бог отдает Сына в жертву из-за любви к людям.
Но Иисус не всегда сообщал хорошие новости. Прочитанные нами слова, сказанные ученикам, были одной из плохих новостей. Эта новость не просто плохая, она пугающая. Потому что говорит о неотвратимости бедствия.

невозможно не придти соблазнам…
Лк. 17:1

В древности люди били в колокол или металлический рельс, возвещая беду. Они называли это «набат». Эти слова звучат набатом. Грозы еще нет, но весь воздух будто наэлектризован в преддверии стихии… "Невозможно..."
Но неотвратимость не означает безысходность.

…ибо надобно придти соблазнам…
Мф. 18:7

Они врываются, нарушая тишину, но это не слепой рок. «Надобно» – говорит о многом. Они не сорвались с цепи, как бешеная собака. «Надобно» – это решение чьей-то воли. Приход соблазнов есть часть плана премудрого Бога. В Своем совете Он решил допустить их приход и разорительное действие до определенного Им времени.
Это дает надежду. Уже то, что Христос говорит об этом ученикам, звучит обнадеживающе. Он предупреждает их, и это значит, что есть надежда. Надежда состоит в том, что христианин может устоять и в том, что наступит день, когда Бог положит конец всякому злу.

Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие.
Мф. 13:41

Но пока это время не настало, мы будем сталкиваться с соблазнами. Итак, Иисус предупреждает учеников. Хотя новость эта касается всех живущих:

Горе миру…
Мф. 18:7

сообщается о ней избранным. Для них неизбежный приход соблазнов не должен стать неизбежным падением.


Что такое соблазн?

Так что же такое этот соблазн? Чем он страшен? Почему его приход сопровождается горем?
Слова, переводимые на русский язык, как «соблазн», обозначают следующее:
1. Причина преткновения, преграда.
2. Ловушка, западня, петля, силок, сеть.

Это значение присуще как еврейским словам, так и греческим. Правда, греческое «скандалон» может быть переведено, как «обижать», «оскорблять», в этом значении оно употребляется редко.
Словарь Брокгауза дает следующее объяснение: «В основе понятия соблазна лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению».

Кроме обычных бытовых слов, мы используем специальные, относящиеся к узкой области знаний. Это технические термины. Их не всякий поймет, но они необходимы для специалистов. Водители говорят о сальниках, жиклерах, трансмиссии. Электрики – об импедансе и ферромагнетиках. «Скандалон» – это тоже технический термин. Древние охотники Эллады называли так одно нехитрое приспособление в своих ловушках. Когда старый охотник учил молодого ставить ловушку, он говорил: «Возьми пустой ящик, поставь его вверх дном на одну сторону, а другую обопри на СКАНДАЛОН. Положи приманку и жди. Жертва пойдет за приманкой, зацепит СКАНДАЛОН, ящик упадет – и она твоя. «Скандалон», «соблазн» – палочка, на которую опирали ловушку.

Как-то я читал про одного миссионера. Он поселился в старом доме, где было много крыс. Крысы так обнаглели, что не давали ему спать. И тогда он придумал способ разобраться с ними. В его комнате был большой обеденный стол. Миссионер перевернул этот стол вверх ножками, один край поставил на пол, а другой опер на трость. Под стол он положил приманку. Крыса шла за приманкой, выбивала трость и… Грохот свидетельствовал находчивому миссионеру о скоропостижной кончине еще одной непрошенной гостьи.

А теперь попробуем дать четкое определение понятию «соблазнять». Соблазнять, значит:
1. Вводить в грех.
2. Становиться преткновением.

Ловушка

Что делают две собаки, когда не могут поделить территорию? Они дерутся. Что делают медведь и тигр, когда встречаются в лесу на узкой тропе? Они дерутся. У них есть зубы, когти, сильные лапы. Можно сказать, что это честная борьба. Побеждает сильнейший. Обычно сильный охотится на слабого. Совершенно противоестественно, когда слабый охотится на сильного. Я не припоминаю ничего подобного в дикой природе. Но что делает человек, когда хочет поймать медведя или тигра? Выйти один на один – исход предрешен. У человека нет клыков и когтей, да и весом он уступает. Зато далеко опережает умом и хитростью. Охотник не пойдет бороться с медведем. Охотник поставит капкан…
У ловушки есть три сильные стороны:
1. Она скрытна, а если нет, то потому что в ней приманка.
2. Неизвестен принцип ее действия.
3. Она лишает жертву всех преимуществ.

1. Скрытность ловушки застает жертву врасплох. Неожиданность дает возможность слабому поразить сильного. В 11 главе книги Иисуса Навина мы читаем историю о том, как жители Ханаана: Хананеи, Аморреи, Хеттеи, Иевусеи, выступили против Израиля числом, как песок морской. Но Иисус Навин внезапно напал на них с гораздо меньшей силой и поразил их. Ранее, таким же образом, он защитил жителей Гаваона от Аморреев. Подобную хитрость он употребил при войне с Гаем. Засада сыграла решающую роль в этом сражении. Засада была скрыта, а бегство основных сил стало приманкой.

2. Иногда страшна не сама ловушка, а то, что неизвестно, как из нее освободиться. Знал бы медведь, как разжать капкан, не досталась бы его шкура охотнику. Знал бы заяц, как распутать силок, до сих пор бегал бы по лесу. Однажды я видел, как собака запуталась в собственном поводке. Запуталась так, что не могла идти и хотя порывалась бежать, никак не могла понять, что же ее сковывает.

3. Медведь силен, но что ему от этого пользы, когда он не может идти. У зайца быстрые ноги, но как бежать, если они в силке. Крылья унесли бы птицу в безопасное место, но что толку, если они опутаны сетью.
Все эти характеристики ловушки присущи соблазну, о чем мы поговорим позже.

Два горя

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.
Мф. 18:7

Христос дважды говорит о горе: горе миру и горе человеку. Почему?
В первом случае причиной горя есть соблазны. Они причиняют горе, они сеют беду. Во втором же – причиной горя есть наказание соблазнителю. И все же, косвенно, причиной есть тот же соблазн. Человек стал проводником соблазна, и за это ему горе.
Соблазн – меч, который ранит и того, против кого направлен, и того, кто направляет его. Соблазн – огонь, зажигающий все вокруг и обжигающий самого поджигателя.
По этой причине, мы рассмотрим действие соблазна как в соблазняемом, так и в соблазнителе.

Есть разница между тем, когда человек подвергается действию соблазна, и когда он соблазняется. Первое – неизбежно. Христос говорил, что соблазны придут, причем говорил ученикам. Второе – предосудительно и заслуживает наказания.
Когда говорится, что придут соблазны, – это не прогноз погоды. Иногда прогноз вам важен, иногда безразличен, так как вы не собираетесь выходить из дома. Если же говорится о приходе соблазнов, то это коснется каждого. Есть ли из читающих хоть один, кто никогда не был испытуем соблазном? Не удивительно, что соблазны подстерегают всех нас. Даже Господу Иисусу пришлось столкнуться с ними. В этом смысле, соблазн близкий родственник искушения. Но между ними есть и разница:

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Мф. 16:23

Очень поучительный стих.
Во-первых, он показывает нам автора соблазнов. И это не человек. Человека Христос называет тем, через кого приходит соблазн. Человек – канал. Автор – сатана. Даже когда говорит апостол Петр, камень, он может стать камнем преткновения.

Во-вторых, соблазн иногда состоит не в том, чтобы ввести человека в явный грех, а в том, чтобы стать ему преткновением на пути исполнения воли Божьей. Отец послал Сына страдать – это путь. А Петр просит не продолжать этот путь, иными словами, преткнуться на нем.

В-третьих, он показывает нам, что соблазн начинает действовать там, где перестают думать о Божьем и начинают думать о человеческом.
Когда сатана приступил к Иисусу в пустыне, – это было искушение. Но когда к Нему подошел Петр – это был соблазн.

Соблазн – это ловушка. Ловушка – это обман. Соблазн – это тоже обман. Ты видишь Петра, но не видишь охотника. А он затаился и ждет.
Искушение не трудно заметить. Соблазн не бросается в глаза. Как силки, он скрыт от взора простодушного. Как сеть, он опутает раньше, чем тот поймет, что произошло. Скрытность и неожиданность – первая сильная сторона соблазна.

Потом вступает в силу вторая. Соблазнившийся не знает, как ему выпутаться. Очень редко бывает, чтобы попавшийся в ловушку соблазна, освободился от нее сам. Все его добрые приобретения вдруг становятся бесполезными, и он лежит с растерзанной совестью без сил, чтобы освободиться.
Во Христе мы слишком сильны и хуже тигра для дьявола. Но он – хитрый охотник, и ставит капкан. Он употребляет соблазн, чтобы повалить воина на землю, а уж потом расправиться с ним.

Если вы начнете исследовать все места, говорящие о соблазне, то увидите одну примечательную вещь. Библия, очень серьезно говоря о трагических последствиях соблазна, не порицает соблазнившихся, но очень строго отзывается о соблазнителях.
Большинство слов, посвященных соблазну, обращено к соблазняющим, а не к соблазняющимся! А потому с соблазняющих и начнем.



Обновлено 22.11.2009 14:20
 

Календарь