Главная Учение Промысел Божий
English Українською

Как нас найти

Промысел Божий
Учение - Проповеди
Автор: Тытарь Сергей   
14.02.2009 18:28
Индекс материала
Промысел Божий
Воля Божья
Власть над миром
Божьи соработники
Все страницы

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Рим.11:33-34

Тайна провидения

Бесконечные просторы холодной и мертвой вселенной окутаны мраком. И вдруг громогласный возглас сотрясает мертвую тишину: «Да будет свет!» И стал свет…

День за днем наш мир приобрел тот облик, который почти не изменился и до сегодня. Первая глава книги «Бытие» - в ней мы знакомимся с Богом. И узнаем, что Он – Создатель. Да, Он – Творец и только Ему обязано своим существованием все видимое и невидимое.

Ни у кого не возникает сомнений, что Бог принимал непосредственное участие в сотворении Земли и всего, что ее наполняет. Мы не верим теории Дарвина. Мы не верим в эволюцию и самоорганизацию бездушной материи. «И сказал Бог…» - вот во что мы верим.
Однако, как закончилась первая глава книги «Бытие», так закончились и дни творения. Солнце стало отсчитывать для нас дни, а Луна – ночи. День за днем, год за годом. Мы больше не слышим властный голос Бога – Создателя, но где же Он? Успокоился ли Он настолько, что и думать позабыл о земле, занялся ли Он обустройством других миров?..

«…с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же».
2 Пет.3:4(б)

Вот человек – 11 сентября 2001 года он был на 36 этаже небоскреба, в который врезался первый из самолетов, захваченных террористами. Он успел выбежать из здания и остался жив. В конце января 2002 года он оказывается на улице Иерусалима, где террорист-смертник взрывает себя. Гибнет много людей. Но этот человек и его семья остаются целыми. Везение?
А вот человек, чудом, выживший в авиакатастрофе. О таких говорят: «Родился в рубашке». От радости он напился до бесчувствия, упал на безлюдной улице и замерз… Судьба?
Студент выучил всего один билет из 40 и на экзамене вытягивает именно его. Удача?

Наш список можно продолжать без конца, и за время его чтения будут добавляться новые примеры. Оглянитесь вокруг. Какой огромный мир, какой сложный мир! Не казались ли вы, порою, сами себе маленькой щепкой в бескрайнем бурлящем океане событий. Ах, как мало в этой жизни, на самом деле, зависит от нас самих. Обстоятельства, события, люди, время, случай – сколько всего окружает нас такого, над чем мы не имеем никакой власти. Это уравнение с бесчисленным множеством неизвестных. Правда, мы научились подстраиваться под эту жизнь, и иногда даже думаем, что руль отдан в наши руки, жизнь идет по плану, нами составленному. Но, увы, рано или поздно нас постигает разочарование.

Но так ли все хаотично в этом мире? Человек интуитивно сопротивляется мысли об абсолютном хаосе и бессмысленности бытия. Поэтому он ищет закономерности. Так рождаются суеверия. Суеверие - самый примитивный способ увязывать события в некоторую закономерность. Пытливые умы не останавливаются на этом и идут дальше. Может, звезды управляют нами? Человек ищет ответ в астрологии. Некоторые идут еще дальше. Они хотят заглянуть за завесу рационального мира. Там их ждет мир магии и оккультизм…

Мы не ставим перед собой задачу исследовать человеческие теории, и упоминаем о них лишь с тем, чтобы расчистить дорогу для единственно верного источника ответов на все вопросы – Библии.
Наша тема называется «Промысел Божий», с его-то определения мы и начнем.

Джеймс Паркер пишет, что Промысел Божий - «это неустанная деятельность Творца, Который будучи исполнен щедрости и доброй воли, поддерживает упорядоченное существование всякой твари, управляет ходом всех событий и происшествий, направляет волю ангелов и людей, то есть движет всем в направлении намеченной Им цели во славу Свою».

Другой учитель Библии, Джерри Бриджерс, говорит об этом проще: «Промысел Божий – это Его неустанная забота и абсолютная власть над всем творением, осуществляемые во славу Его и на благо верующим».

Вслушайтесь в эти определения. В них нет места эпизодичности или относительности. Божья власть на миром абсолютна и это – главная мысль.
Мы задали вопрос, где же Бог, устранился ли Он от всех земных дел, предоставив нас слепым законам природы, и теперь можем ответить: нет! Абсолютность Божьей власти не оставляет нам права думать, что Бог безучастен к нуждам земли. «Поддерживает упорядоченное существование всей твари…» Мы отвергаем с презрением деизм (учение, возникшее в конце ХVII – XVIII в.), который говорит, что Бог все сотворил и оставил развиваться по своим собственным законам.
Христос говорил:

…Отец Мой доныне делает и Я делаю.
Ин.5:17

Елиуй восклицает:

Кто, кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?
Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, -
Вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах.
Иов 34:13-15

О, несмысленый человек! Неужели не знаешь ты, что дыхание всего живущего на земле и твое собственное во власти Творца? Если бы Он хоть на минуту отвернулся от земли, обратил Свои помыслы только на Себя Самого и отнял дух у живущих, то в ту же минуту земля превратилась бы в мертвую планету.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что многие люди отрицают промысел Божий не потому, что имеют какие-то доказательства его отсутствия, а потому что просто не замечают его. Нынешнее поколение, будучи крайне суеверным, почти разуверилось в Божьем провидении. Почитайте хотя бы классическую литературу XVIII-XIX ст. и вы увидите, как часто персонажи книг упоминают провидение. Научно-техническая революция убедила людей, что наука может объяснить почти все. Мы проникаем в глубины космоса и атома. Светлейшие умы при помощи формул записывают законы движения галактик и фотонов. Ученые расшифровали геном человека, и простому обывателю кажется, что разгадана одна из последних загадок мироздания.

Да, знания умножаются с поразительной быстротой, но Бог Вседержитель все так же крепко держит Вселенную в Своей руке. Его промысел таинственен, потому что, в большинстве своем, не заметен на первый взгляд. «Все идет своим чередом, при чем здесь Бог?» - спросит невежда. Ответим: «Потому-то все и идет так размеренно, что управляет этим Мудрый Бог». Законы природы действуют потому лишь, что так хочет Всевышний.

Никогда никому из смертных не удалось постичь этой тайны, но верой мы принимаем, что ежесекундно все и без всякого исключения находится под неусыпным контролем Создателя. А потому восклицаем с Павлом:

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Рим.11:33

Основание своей убежденности в абсолютности промысла Божьего мы находим, в первую очередь, в Его характере и в том, кто Он есть. В дальнейшем мы рассмотрим множество библейских примеров промысла Божьего, но начнем, все же, с Самого Бога.

Эль Шаддай

Авраам был девяноста девяти лет и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен
Быт.17:1

Ничто так не убеждает меня в реальности провидения, как всемогущество моего Бога. Есть ли что трудное для Господа? Зачастую мы рассматриваем Его всемогущество только в свете каких-то определенных дел. Например, может ли у стариков быть ребенок? «Конечно,- отвечаем мы, - Бог всемогущий, Он может это сделать». Может ли расступиться вода в море, образовав многокилометровый коридор, может ли солнце двигаться в обратную сторону, может ли вода превратиться в кровь, а пыль в мошек? «Да, - не задумываясь, ответим мы, - ведь наш Бог – Бог всемогущий». Разве эти ответы не свидетельствуют о нашей вере? Конечно, все это требует веры. Но разве только этим ограничивается Его могущество? Мы с готовностью усматриваем руку Божью в великом, но отказываемся увидеть ее в малом. Мы соглашаемся, что великие чудеса, о которых помнят потомки спустя тысячелетия, - это перст Божий, но забываем, что бесчисленное множество мелких и обыденных событий направляются тою же могучею рукою.

Мы привыкли сравнивать все количественно. Километр больше, чем метр, а тонна больше, чем грамм. Поэтому внезапная смерть императора сразу натолкнет нас на мысль о Провидении, тогда как смерть комара останется незамеченной.
Как прекрасно говорит о всемогуществе Божьем пророк Исаия!

Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
Ис.40:26

Исаия говорит о великом и тут же опускается до наименьшего: «ничто не выбывает». Ничто – это все мироздание до наименьших составляющих атома. Он настолько могуч, что с одинаковой легкостью направляет галактики невообразимых размеров и крошечные электроны на их орбитах. Наш Бог – всемогущий, и потому мы утверждаем, что Он не только изредка вмешивается в ход истории, чтобы сделать нечто грандиозное, но и неустанно направляет эту историю во всех ее мелочах.

Бог Всезнающий

Бог, в Которого мы уверовали, не только может все, но и знает все. Авраам назвал этого Бога Эль Шаддай – Бог всемогущий. Его служанка Агарь назвала Бога иначе:

И нарекла Агарь Господа, который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня.
Быт. 16:13(а)

Божье всеведение – сильный аргумент в пользу Его промысла.

Мы, люди с крайне ограниченными знаниями, порою склонны думать о Боге, как о Том, Кто знает гораздо больше нас, но нам трудно представить, как можно знать все. Любое сообщество людей имеет иерархию, будь то армия, завод или целое государство. Главнокомандующий знает много, но ему не нужно знать все, у него есть заместители, есть командующие армиями, соединениями, дивизиями, полками и т.д. Ему нет необходимости думать о сапогах для каждого солдата или патронах для каждого автомата. Он двигает армиями. Его знания ограниченны. Солдат не обязан знать смысла передвижения его роты, никто не ждет от него планов наступления на всем фронте.

Думая о Боге, мы можем представлять Его как большого, или даже самого большого, Начальника, двигающего мирами, но слишком занятого, чтобы вникать в маловажные дела. Моисею нужны были помощники, он не справлялся со всеми нуждами людей. Но не так с Господом. Богу помощники не нужны. Он знает все. Советники Ему тоже не нужны.

Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
Ис. 40:13,14

Он знает все о физическом мире. Он также знает все мысли людей. Более того, Его знания не ограниченны настоящим. Он в совершенстве знает прошлое и будущее.

Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Пс. 138:4

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня предназначенные, когда ни одного из них еще не было.
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
Пс. 138:16,17

Зная все и обо всем, наш Господь имеет абсолютный контроль над всем.
Разве то, что Библия содержит множество пророчеств, не является подтверждением промысла Божьего? Что есть пророчество? Это больше, чем предсказание будущего, не путайте. Предсказание – это когда я каким-то образом заглянул в будущее, увидел через десять лет хромого Ивана и говорю: «Иван, через десять лет ты станешь калекой». Не так пророчество. Пророчество в устах пророка, зачастую, похоже на предсказание. Но в устах Бога оно приобретает совершенно особенный смысл. Пророчество – это предопределение того, что должно исполниться в будущем. Предсказатель никак не влияет на то, что должно совершиться, Бог же наблюдает за словом Своим, данным пророку, чтобы оно в точности исполнилось. Он говорит о чем-то наперед, а затем Он же воплощает это в жизнь.

Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.
Ис. 46:10

Если Всеведущий Бог говорит, что будет так, то даже если Ему придется перевернуть весь мир с ног на голову, сказанное Им обязательно сбудется..
Вся жизнь Христа – исполнение пророчеств. Один только пример. Христу надлежит родиться в Вифлееме, городе Давида. И что же? Господь не посторонний наблюдатель. Он не только предвидел это, но и сделал все, чтобы это исполнилось. Или вы думаете, что случайно кесарь решил делать перепись? Может, случайно он придумал заставить всех идти в селения своих отцов? Да нет же! Вся Иудея пришла в движение ради одного Младенца, который должен был родиться в Вифлееме. Велик наш Бог! Дивен промысел Его!

Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.
Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю
Ис. 46:10,11

Бог Вездесущий

В том же 138 Псалме Давид восхищается не только всеведением Божьим, но и Его всеприсутствием.

Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу
Пс. 138:7

Наш Господь вездесущий, и поэтому может совершать промысел Свой во всех уголках Вселенной.

Я могу делать что-то сегодня здесь, садиться на самолет и, уже через несколько часов, продолжать свое дело за 1000 км отсюда. Богу не нужны несколько часов. Он вездесущий и может творить Свою волю везде и одновременно.
Он вездесущ не только в пространстве, но и во времени. Кто может вместить это и измерить глубину Его помышлений о земле. Мы смиренно склоняем головы перед величием и непостижимостью промысла Его.

Итак, даже если бы мы не знали ничего о делах этого Бога, знакомство с Ним наводит на мысль, что абсолютная власть над миром вполне посильна Ему. Говорить о меньшем – значит унижать Вседержителя.

И в заключение, послушаем, что сказала Анна, мать Самуила. В этих словах так мало человеческого, от них веет Божественностью, а не красноречием. Не многие мужи могли похвалиться столь глубоким пониманием Бога, и мы смело можем сказать, что Анна не просто молится, она пророчествует. Сам Дух Святой вложил ей это слово:

Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.
Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.
Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою.
Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит.
Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
1 Царств 2:2-4,6-8

 



Обновлено 22.11.2009 14:20
 

Календарь